Сегодня активное сотрудничество учебных заведений с музеями является одной из самых развитых форм партнерских взаимоотношений систем образования и культуры. Это идеальный союз, способствующий формированию творческой личности учителя, подготовленного к освоению текстов и языков гуманитарной культуры, к ее интерпретации в контексте собственной жизни и художественного преобразования действительности. В образовательном пространстве этого союза художественный музей обеспечивает среду для развития эстетического восприятия учащихся, приобщая их к художественным подлинникам, и формирует представление о специфике культуры — национальной, этнической, региональной, местной, профессиональной и т.д. Школа обогащает педагогический процесс методико-педагогическими знаниями и опытом; высшее учебное заведение обеспечивает студентов системой художественно-педагогических знаний.
Взаимодействие «вуз — музей» осуществляется на этапе прохождения студентами практик в стране и за рубежом, во время которых важное место занимает изучение произведений профессионального и народного искусства в столичных, региональных и зарубежных музеях, ознакомление с центрами народного искусства, а также проведение творческих экспедиций.
Для построения эффективного взаимодействия «школа — музей» необходимо создание такой образовательной среды, в которой учащийся смог бы занимать активную личностную и социальную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно- воспитательной деятельности. Речь идет о музейной среде, вовлекающей учащихся в процесс общения с историей и культурой своей страны, в которой каждый учится не просто воспринимать предметы культурного наследия, но иметь собственное суждение по поводу увиденного, аргументировать и обосновывать свою позицию, дискутировать с оппонентами.
До недавнего времени процесс взаимодействия школы с учреждениями культуры, в том числе и с музеями, ограничивался лишь посещениями разного рода мероприятий — выставок, концертов, спектаклей, встреч и т.п. В последнее время с появлением в старшей школе многопрофильного обучения происходят позитивные изменения. Развитие профильного обучения школьников старших классов по специальному художественному направлению происходит в рамках модели сетевой организации, существующей в двух вариантах:
¨ объединение массовых общеобразовательных школ вокруг школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла;
¨ кооперация массовых общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного художественного образования детей и молодежи, а также со специальными начальными, средними и высшими учебными заведениями художественного профиля.
Многопрофильное обучение позволяет осуществлять индивидуализированные формы учебной деятельности, так как строится на основе формирования учащимся индивидуального учебного плана. Такой подход предполагает, что каждый обучающийся, в соответствии со своими интересами, самостоятельно определяет набор учебных предметов (базовые и профильные дисциплины из числа предлагаемых школой), в том числе, и в нетрадиционных сочетаниях, например, русский язык — иностранный язык — история — математика — обществознание — литература и др. Отсутствие жесткого профиля дает школе определенную свободу в формировании учебных планов старшей многопрофильной ступени образования и позволяет включить в число предметов специализированные курсы по истории и культуре с привлечением музейных специалистов. Так создается культурно- педагогическое сообщество школы и музея, в котором школа обогащает свой учебно- воспитательный процесс практикой общения учащихся с предметами культурно- исторического наследия, а музей перенимает практический опыт обучения и воспитания молодежи.
Взаимодействие «вуз — школа» дает возможность активного обмена опытом, обеспечения преемственности поколений, например, в ходе совместной работы студентов старших курсов, обучающихся по направлению «Художественное образование», и учителя с богатым практическим опытом работы с детьми. Эту возможность вузы и школы реализуют в процессе прохождения студентами педагогической практики.
Взаимодействие «учитель — студент» становится сегодня важнейшим средством межпоколенческой трансляции профессиональных знаний и взаимного обучения. Некоторым учителям с большим опытом работы, получившим «классическое» педагогическое образование советской эпохи, сложно перейти на новый уровень подачи материала на уроках изобразительного искусства. И это несмотря на прохождение курсов повышения квалификации, участие в семинарах и научно-практических конференциях, работа которых специально посвящена данным вопросам. Напротив, молодой специалист, обучаясь в вузе, получает широкую теоретическую подготовку в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовании, изучает различные технические средства и приемы обучения, участвует в образовательных проектах, хотя пока не имеет продолжительного опыта практической работы. В ходе совместной научно- исследовательской работы, опираясь на свой педагогический опыт, учитель может помочь студенту при сборе и организации материала для выполнения дипломного проекта или, например, в написании авторской программы по изобразительному искусству для проведения кружковой работы; студент же, в свою очередь, поможет учителю в подборе наглядного материала и его представлении. Владея компьютерными технологиями, студент без труда подготовит слайд-шоу, виртуальный фотоальбом, презентацию, виртуальную экскурсию, видеоклип и т.д.
Студенты в рамках педагогической практики также помогают учителям в овладении методиками арт-терапии. Это достаточно новое направление работы, имеющее место быть не только во врачебной практике, но и в практике работы школьного учителя изобразительного искусства. Студенты изучают приемы арт-терапии на занятиях по психологии, ее методики включают «рисунок состояние», «коллажирование», работу с глиной, приемы бумагопластики и монотипии, акварель по-сырому и др. Арт- терапевтические инструменты используются в работе с группами детей во время внеурочных занятий, направленных на коррекцию эмоционального состояния, снятие психического напряжения, усталости после уроков, а также на развитие умения взаимодействовать в группе и на повышение творческой активности учащихся.
Эффективной формой совместной работы студентов и учителей является проведение экскурсий в музеи, выставочные залы, разработки экскурсионных маршрутов по улицам города, а также проведение захватывающих интерактивных, театрализованных экскурсий и лекций, посвященных творчеству отдельных художников, жанрам изобразительного искусства, народному и декоративно-прикладному творчеству. Совместно с музеями, художественными галереями, выставочными центрами школы организуют выставки работ учащихся. Многие школы сами активно ведут выставочную деятельность, отдельные художественные школы каждое лето проводят выездной пленэр.
Креативный, творческий подход в решении традиционных задач, интенсивный обмен опытом поколений, а главное любовь к искусству и желание дарить ее детям, способствуют развитию интереса к изучению предметов художественно-эстетического цикла. В результате развития партнерских связей школ с учреждениями культуры открылись новые образовательные возможности по проведению совместных мероприятий, например:
¨ приглашение в школу научных сотрудников музеев для проведения занятий со школьниками (ГОУ No 123, Москва);
¨ реализация детско-взрослых проектов в области художественного образования совместно с московскими театральными студиями, Московской консерваторией и вокальными группами (ГОУ No 345, Москва);
¨ осуществление обширной общественно-полезной работы, включая участие отдельных школ в работе Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей и юношества, Союза совместных обществ дружбы и др.;
¨ проведение встреч с зарубежными специалистами, художниками и педагогами, выставочная работа и др.
Приоритетным направлением для ряда школ являются совместные с научно- исследовательскими институтами проекты, целью которых становится развитие научно- исследовательской и творческой работы учащихся. Только с Научно-исследовательским институтом инновационных стратегий развития общего образования и Московским институтом открытого образования сотрудничают более 700 школ. Учителя регулярно участвуют в межвузовских и международных конференциях, в работе Музыкального культурно-образовательного центра им. Д.Б. Кабалевского, тесно взаимодействуют с научно-исследовательским Институтом художественного образования Российской академии образования, ведущими вузами России. Многие учителя школ готовят и издают учебники, учебные и методические пособия для школ, являются членами творческих союзов, как художники участвуют в выставках и т.п.
Сотрудники научно-исследовательских институтов, университетов, академий активно участвуют в разработке научных проблем по приоритетным для развития российского образования и культуры направлениям. В целях реализации концепции непрерывного образования, обеспечения интеграции науки и учебно-воспитательного процесса при университетах аккредитованы образовательные учреждения общего среднего образования, реализуются программы сотрудничества с учреждениями среднего профессионального педагогического образования. Отдельные вузы и факультеты сотрудничают со средними образовательными учреждениями Москвы, на базе которых профессорско- преподавательский состав ведет учебную, методическую, воспитательную, профориентационную, научно-исследовательскую и экспериментальную работу.