Картина эта – одно из самых известных произведений на историческую тему, хотя на самом деле сюжет к исторической действительности имеет очень слабое отношение. Перед нами трое знаменитых былинных героев, сведённых вместе затейливой фантазией художника.
В.М. Васнецов так представлял персонажей своей картины: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?». В центре верхом на могучем черном коне сидит Илья Муромец – старый воин. По правую от руку от Ильи, на белом коне – его, как говорили в старину, податаман – Добрыня Никитич. Слева – самый младший из богатырей – Алёша Попович.
Учёные утверждают: образ Ильи Муромца возник в эпосе позже, чем образы его младших соратников, но в народном сознании он их «потеснил», стал главным, «старинушкой». Летописи молчат об Илье-богатыре, они знают только Илию Печерского – одного из первых русских монахов.
Конечно, нельзя исключать, что покуролесившие в бурной молодости богатыри могли на старости уйти в монастырь, чтобы замаливать грехи. Впрочем, согласно эпосу, никакой «бурной» молодости у Ильи и не было. До тридцати лет он пребывал в «расслабленном» виде – могучим с виду, но беспомощным как дитя. Но однажды, пока родители были в поле, в дом вошли некие старцы – «калики перехожие», которые попросили Илюшу принести им «водицы напиться». Илья посетовал, дескать «не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Но старцы настаивали, и Илья вдруг встал на ноги и пошёл за водой. Старцы предложили Илье испить этой водицы, и после второго ковша Илюша вдруг ощутил такую силу непомерную, что обеспокоенные гости заставили богатыря выпить третий ковшик – дабы поубавить силы этого новоявленно «качка», готового разнести всё кругом.
Полную версию материала читайте на сайте журнала "Введенская сторона"