В России развитие художественного образования начинается в XVIII столетии, когда, в духе эпохи Просвещения, образование обретает светский характер, предметы художественного цикла вводятся в общеобразовательные программы, а профессиональная подготовка артистов и художников из мастерских перемещается в специализированные учебные заведения. С этого времени художественное образование движется к системности, институционализации и профессионализации.
Начиная с XVIII столетия в обществе растет престиж культурных досугов и занятий искусством, художественное воспитание и общекультурное образование приобретают сословный, элитарный характер. В.Н.Татищев, предложив систематизацию общеобразовательных предметов (1733), отнес рисование, музыку, танцы и литературу к числу «увеселяющих» наук, которые «по случаю могут полезны и нужны быть». Дворянское образование, как домашнее, так и формальное, включало обучение музицированию и словесности, живописи и рисунку, бальным танцам и др.
Студенты университета, получавшие при поступлении шпагу и дворянское достоинство, обучались рисованию, музыке, танцам и фехтованию; в университетский курс были введены эстетика и теория искусства. Устав подведомственных университетам гимназий (1804) также включил в учебный план начальный курс изящных искусств и рисования, однако, учителя «танцевания» и музыки должны были наниматься гимназиями
1 Российское художественное образование в исторической перспективе
на свой счет. Возможности преподавания предметов художественно-эстетического цикла в средних учебных заведениях и в дальнейшем находились в зависимости от материальных возможностей самих учреждений, что по сути вело к тому, что преподавание художественных дисциплин (чаще всего это были музыка и изобразительное искусство) еще долго сохраняло частный характер.
Новый этап в развитии профессионального художественного образования также начался в XVIII столетии, и его формальные институты развивались в духе служения искусств практическим потребностям государства и в целях придания русскому двору европейского блеска. Так, печатание книг с гравированными рисунками привело к созданию школы рисования при типографии в Петербурге; преподаватели и выпускники художественного отделения задуманной еще Петром I Санкт-Петербургской академии наук, в которой впервые было введено преподавание живописи и скульптуры, занимались оформлением придворных празднеств, созданием фейерверков, театральных декораций и т.п.
В 1757 г. была учреждена Императорская Академия художеств, которая, по мнению инициатора ее создания И.И. Шувалова, должна была принести России европейскую славу; ее училище получило статус высшего учебного заведения в области живописи, скульптуры и архитектуры. При императорских театрах в Санкт-Петербурге и Москве были открыты театральные училища с балетным и драматическим отделениями. Тем не менее, профессиональные артисты и художники обычно были либо иностранцами, либо, в силу своего простого происхождения, обладали низким социальным статусом.
Еще в конце XVIII столетия в «Письмах русского путешественника» Н.М.Карамзин обратил внимание на эстетику — «науку вкуса», которая «учит наслаждаться изящным». С этого времени искусство становится значимым общественным явлением, а вопросы воспитательного, нравственного, гуманистического, гражданского воздействия искусства, образовательные возможности предметов художественно-эстетического цикла превращаются в объект общественного внимания. Дискуссии по этим вопросам, приобретавшие нередко весьма широкие масштабы, влияли как на развитие образования (включая его домашние формы), так и на возникновение частных и общественных инициатив, новаторских проектов в области художественного образования, воспитания и культурного просвещения.
В 1802 г. было учреждено старейшее в России Петербургское филармоническое общество, члены которого занимались организацией концертной деятельности и просветительством. В 1831 г. был опубликован первый в России проект общедоступного художественного музея, принадлежащий кн. З.А. Волконской, желавшей, чтобы «изящные искусства не ограничивались одними мастерскими художников, но вошли бы непосредственно в круг общественного воспитания и образовали бы в народе чувства эстетические». В 1832 г. было учреждено Московское художественное общество, главной задачей которого стала поддержка училища живописи и ваяния, созданного на основе художественного класса.
Обстановка общественного подъема 1860-х гг., распространение идеи «народности», утверждение развивающей педагогики и реформа начальной школы прямо
8
1 Российское художественное образование в исторической перспективе
повлияли на развитие теории художественного воспитания и образования. К.Д.Ушинский в качестве ключевой идеи своей педагогической теории предложил «народность воспитания», опиравшуюся на использование фольклора, народных игр, хорового пения и рисования, а также «преподавание с помощью искусства», поскольку «во всякой науке более или менее есть эстетический элемент». С 1870-х гг. начинается становление системы дошкольного воспитания, включающего элементы художественного и творческого развития ребенка на основе использования фольклора. С именем Л.Н.Толстого связана теория свободного и доступного каждому эстетического воспитания, обучения «искусству», а не навыкам художественной деятельности. В 1887 г. А.Г.Рубинштейн выступил с проектом всеобщего детского музыкального образования.
В 1860-е гг. под эгидой Русского музыкального общества, были созданы первые учреждения профессионального музыкального образования — консерватории в Санкт- Петербурге и Москве, предполагавшие начинать обучение с детского возраста, а также музыкальные училища в других городах; при Московском филармоническом обществе было учреждено Музыкально-драматическое училище (1883), приравненное к консерватории. Созданные в эпоху подъема профессиональные общественные организации и объединения художественной направленности — Русское музыкальное общество (1859), Московское архитектурное общество (1867), Товарищество передвижных художественных выставок (1870), Императорское общество поощрения художеств (1875), Русское хоровое общество (1878) и др. — активно занялись массовым художественным просвещением и образованием (создание общедоступных музеев и бесплатных школ, народных консерваторий, вечерних и воскресных художественные классов и т.п.).
Образование взрослых развивалось на основе курсов и кружков самообразования, бесплатных читален и экскурсий, «народных домов» и самодеятельных народных театров (деревенские, фабричные и т.п.); с этой целью был создан и «разумный кинематограф». Подобного рода начинания частично финансировались государством, их поддерживали земства, общественные организации и меценаты. С 1880-х гг. получают распространение «образовательные путешествия» и учебные экскурсии (Н.А. Гейнике); в 1910-е гг. началась экскурсионная работа в Эрмитаже, основанная на культурно-просветительском движении студенчества Петербургского университета; в 1913 г. были открыты для бесплатного посещения царские дворцы.
Новаторский подход к детскому художественному воспитанию стал частью проекта А.У.Зеленко, получившего известность под названием «Сетлемент» (1905–1908), в эстетическом отношении ориентированного на развитие индивидуального чувственного опыта учащихся и его творческое воплощение. В целом же теория художественного воспитания и экспериментирование в данной области опережали развитие формального образования, и именно они подготовили творческий всплеск в сфере художественной педагогики в 1920-е гг.