Специализированные периодические издания в области художественного образования и эстетического воспитания являются, с одной стороны, средством коммуникации между специалистами; с другой стороны, многие из такого рода изданий выполняют важнейшую функцию распространения опыта художественно-эстетического воспитания среди родителей и всех тех, кто стремится во вне-институциональных формах заниматься формированием творческого начала у своих детей, внуков и т.д. Рассмотрим некоторые из изданий обеих групп, играющие заметную роль в современном образовательно-воспитательном пространстве России.
Искусство в школе
Журнал является правопреемником журнала «Музыка в школе», который был основанкомпозитором Д.Б. Кабалевским в 1982 г. и в 1991 переименован в журнал «Искусство в школе». Это научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное не какой-либоотдельной художественной дисциплине, а совокупности проблем преподавания искусства в школе. Журнал рассказывает о передовых методах преподавания мировой художественнойкультуры, изобразительных искусств, музыки, театра, как в школьных, так и во внешкольныхформах; литературы как предмета эстетического цикла, включающего детское литературное творчество. Важное значение журнал придает представлению и обсуждению инновационныхучебно-методических комплексов по отдельным дисциплинам художественно-эстетическогоцикла, проблемам их внедрения в школьную практику.В рамках журнала реализуется проект «Экранные искусства: постижение черезтворчество», который должен способствовать более широкому включению экранных искусствв систему художественно-эстетического воспитания, в том числе, и в систему общего образования. В числе постоянных рубрик журнала: «Религия и художественное воспитание»;«Понять человека» (психология личности, развития, творчества); «Пегасик» (отдел детского творчества во всех видах искусства) и др. На страницах рубрики «Поверх границ» педагогиразных стран, преодолевая разобщенность, рассказывают о своих достижениях и проблемах.В рубрике «Представляем школу» учебные заведения, где уделяется большое внимание преподаванию дисциплин гуманитарно-художественного цикла, могут рассказать о спецификеи различных сторонах деятельности своего образовательного учреждения.
Веселый художник
Основной целью этого широко известного журнала авторы провозглашают пробуждение интереса к творчеству, а если он уже есть, то его эффективная, заинтересованнаяподдержка. Юный читатель, которому адресовано это издание, имеет возможностьпознакомиться со всем лучшим, что есть в изобразительном искусстве, с творениями зрелых мастеров, маститых и начинающих; может узнать о творчестве своих ровесников и, что неменее, важно, получить стимул к самореализации.Серия художественных журналов для детей, целью создания которых являетсяпревращение обучения рисованию в увлекательное и действительно творческое занятие. В каждом выпуске представлены специальные пошаговые упражнения по живописи, рисованиюи мультипликации, а также художественные материалы для воплощения идей.
Оранжевое солнце
Журнал ориентирован на развитие творческих способностей растущей личности. Отправной точкой его авторов является представление о том, что умение рисовать, музицировать, танцевать, писать стихи в альбом, всегда было неотъемлемой частью хорошего светского образования и воспитания. Занимаясь творчеством, маленький человек стимулирует работу правого полушария мозга и тренирует все каналы восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический). Он обогащается эмоционально и расширяет кругозор, становится более творческим, коммуникабельным. В то же время, возможность попробовать себя в разных художественных видах деятельности создает основания для «нахождения себя» тем, кто одарен тем талантом, который позволяет в последующем стать настоящим художником, поэтом, музыкантом. В этом журнале содержится информация и советы о том, как определить способности ребенка, для чего их развивать, куда его обязательно надо отвести, чтобы дать развиться; как достичь нужного эффекта, занимаясь с ребенком творчеством.
Мурзилка
Журнал, отличавшийся огромной популярностью в советское время и имеющий немалые заслуги в деле художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, продолжает активную деятельность и в современной России. Журнал адресован детям от 7 до 12 лет. «Мурзилка» выходит в увеличенном формате, на плотной глянцевой бумаге, на тридцати с лишним страницах. Кроме текстов, которые пишутся известными детскими авторами (литературные произведения, познавательные и обучающие материалы), в журнале большое количество ярких иллюстраций в виде рисунков и фотографий. В середине каждого номера размещаются гравюры полотен величайших художников и адаптированный текст об авторе и его творениях. Важным принципом издательской политики журнала является публикация рисунков читателей.
Введенская сторона
Журнал, издающийся в Старой Руссе (Новгородскоая область), имеет подзаголовок «Журнал об искусстве для школьников, учителей, родителей» и посвящен он мировой культуре, юношескому творчеству, выявлению и поддержке молодых дарований, нравственному и духовному воспитанию, формированию культуры молодежи, профессиональному обучению. Важнейшим его направлением является сохранение и популяризация культурного наследия страны. Один из ключевых принципов издателей: «Будущее российской культуры вырастает из юношеского творчества», а потому неудивительно, что журнал во многом творится самими детьми.