В теории и практике современного отечественного художественного образования сложилось новое направление гуманитарного знания — педагогика искусства. Под «педагогикой искусства» понимается творчески развивающая педагогика, охватывающая теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования. Педагогика искусства как самостоятельная область формировалась на протяжении ХХ века усилиями исследователей и художников, выдвигавших гуманистические идеи «воспитания через искусство», «формирования культуры творческой личности», «пробуждения человеческого в человеке», «приобщения к искусству как культуре духовной» и др.
Не отрицая важности общей дидактики, регулирующей учебно-воспитательный процесс, создатели педагогики искусства выдвинули следующие новые принципы:
- ассоциативность, исходящая из присущей искусству в целом особенности порождать в сознании человека явления, производные от воспринимаемых идей, образов, слов;
- импровизационность как неожиданная и творчески преобразующая сторона организации процесса обучения, где традиционное и непредсказуемое подчинено исследованию проблем искусства в их разнообразии;
- образность, помогающая раскрыть явления художественной действительности «одно через другое» в их глубине и целостности, разнообразии и взаимосвязи между собой, в драматических столкновениях и гармонии;
- вариативность как последовательное изменение замысла (структурное, тематическое, фактурное, темповое, жанровое и др.) при воплощении художественных образов, направленное на реализацию сущностных сил и творческой природы человека.