В «Дорожной карте художественного образования» ЮНЕСКО перечислен ряд принципов построения образования в области искусства, с которыми коррелируют следующие подходы в современном российском художественном образовании.
Монохудожественный подход
Первый из подходов основан на общем или углубленном изучении отдельных видов искусства (музыки, изобразительного искусства, хореографии и др.) в рамках обязательного учебного плана или во внеурочной художественной деятельности. Он реализуется в системе общего среднего образования, в учреждениях начального профессионального образования (музыкальные, художественные, хореографические школы), среднего и высшего профессионального образования.
В качестве примера этого подхода можно рассматривать изучение отдельных видов искусства (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура) во всех образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Углубленное изучение одного из видов искусства осуществляется в школе No 368 «Лосиный остров» (музыка) в Москве, Детской школе искусств им. М.А. Балакирева (Москва), Лицее «Школа искусств» (Талдом), Детской музыкальной школе «Малая академия музыки» (Казань), в «Колледже музыкально-театрального искусства No 61» (Москва) и др.
Полихудожественный подход
Второй целостный подход к преподаванию ставит в центр процесса не предмет изучения (музыка, изобразительное искусств, слово и т.п.), а самого ребенка с присущей ему полихудожественной природой детства. Занятия в рамках такого подхода предполагают гармоничное развитие растущего человека с помощью разных видов детского творчества — музыкального, изобразительного, театрального, хореографического и т.п. Это стимулирует развитие творческого воображения детей, что является предпосылкой успехов в дальнейшей учебной деятельности. В настоящее время данный подход наиболее широко применяется в учреждениях дошкольного образования и в начальной школе (Дошкольное образовательное учреждение No 1951 в Москве, Средние общеобразовательные школы No 875 и No 158 в Москве, No 7 в Абакане, Образовательный комплекс «Детский сад No 18 “Радуга” — Cредняя общеобразовательная школа No 13» в Арзамасе и др.).
Использование искусства как метода преподавания
Третий подход к художественному образованию, приобретающий все большую актуальность в настоящее время, основан на использовании искусства для преподавания предметов гуманитарного, естественнонаучного и математического направления. Примером широкого применения этого подхода является изучение восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства, обращение к страницам биографий выдающихся отечественных и мировых ученых — физиков, биологов, физиологов и др., искавших в искусстве поддержку и почву для новых размышлений, идей и экспериментов.
При изучении родного и иностранных языков активно используется интонационный метод, производный из интонационной теории. Эта теория берет свои основы из музыки, искусства слова и искусства движения, ключом которых является интонация как носитель образного смысла. Такой подход характерен для работы учителей-новаторов, учителей- исследователей, результаты педагогического творчества которых находят отклик и признание, например, в рамках Всероссийских конкурсов «Учитель года России». Данный подход реализуется в таких учебных заведениях как лицей «Эллада» (Москва), Лицей (Арзамас), школа-гимназия им. С.П.Дягилева No 11 (Пермь); Центр образования «Царицыно» No 548 (Москва) и др.
Универсальный метод Школы Будущего
Наиболее перспективным является четвертый подход к художественному образованию, сущность которого заключается в преподавании всех учебных предметов в едином культурно-историческом контексте, на основе общих закономерностей и родства научного и художественного познания. В этом случае искусство не является источником построения иллюстративного ряда для учебных дисциплин, не связанных с ним, а становится средством и итогом постижения какого-либо явления и его природы, проявляющейся в физических, химических, биологических и иных закономерностях. Такой подход позволяет сформировать у молодого поколения целостную картину мира во всем ее многообразии и единстве. Данный метод реализуется в работе отдельных учебных заведений инновационного типа и направлен на активизацию творческого потенциала ребенка; он раскрывает общую детскую одаренность, а его высокая эффективность подтверждается в процессе экспериментальной и практической образовательной деятельности.
Ведущим принципом для успешной реализации полноценного художественного образования является принцип культуросообразности, который предполагает:
¨ это насыщение «всего образовательного процесса разнообразными элементами культуры» (так называемая «культуроемкость» образования);
¨ трансляцию через содержание образования культурно-исторических традиций (всеобще-родовых и этноспецифических);
¨ разработку учебных предметов в контексте истории культуры (научной, художественной и т.д.);
¨ реализацияю в педагогическом процессе диалога культур (в целях обеспечения «мультикультурности» образования);
¨ представление культуры как совокупности социальных норм и эталонов, которую каждое поколение застает в наличие и которую необходимо передать ему через систему образования, и т.д.
В рамках традиционного понимания культуросообразности все это должно стать основой формирования «личностной культуры» растущего человека, художественной культуры индивида через создание специальных «культурно обогащенных» сред (например, эстетических) в рамках «единого культурно-образовательного пространства».
За этим стоит развитие художественного мышления учащихся, которое требует большого объема эмоционально-интеллектуальной деятельности. Оно предполагает умение ценить и понимать прекрасное в природе, в продуктах физического, умственного, духовного и художественного труда людей. Это умение формируется в процессе ценностного анализа всей деятельности человечества, что осуществляется в нравственно- эстетических категориях и понятиях. Такой анализ предполагает проникновение в художественную идею произведений искусства, которая рождается как отношение автора произведения к всеобщему, ценному для человечества. Движение от содержания к форме, от смысла к средствам его выражения — основной закон рождения и постижения произведений художественного творчества.
Подлинное богатство художественного произведения может быть раскрыто только при условии овладения учащимися общими способами мыслительной деятельности, то есть логикой аналитического мышления теоретического уровня. В том и состоит феномен искусства, что оно ненавязчиво, незаметно для личности, но обязательно приобщает учащихся любого возраста к полноценной интеллектуальной деятельности, которая в рамках концепции культуросообразного образования именуется «культурой познания». Решающим условием реализации целей художественного образования становится активная, самостоятельная, практическая деятельность учащихся по созданию художественных произведений уже на первых этапах постижения искусства.
Образование через искусство
Понятие «образование через искусство» вбирает в себя сложившиеся традиции эстетического и художественного воспитания, основанные на богатом отечественном научном и педагогическом наследии, на творческом опыте известных российских писателей и художников, музыкантов и композиторов, хореографов и кинорежиссеров, театральных деятелей и работников музеев.
Исторически в России сложилось два основных направления в образовании детей и юношества через искусство. Одно из них — знакомство с искусством и освоение его отдельных видов преимущественно в рамках деятельности дошкольных и средних общеобразовательных учреждений. В России такое образование имеет обязательный характер и включает музыку, изобразительное искусство и танцы в дошкольных учреждениях, изобразительное искусство, музыку, мировую художественную культуру — в средней школе. Второе направление (неформальное художественное образование) связано с приобщением к искусству на основе собственного выбора учащихся и не является обязательным. Оно реализуется в широкой сети образовательных и просветительских учреждений, включая Школы искусств и музеи, Центры эстетического воспитания и хоровые, танцевальные или театральные коллективы, кружки детского творчества и секции по различным направлениям искусства в образовательных учреждениях разного уровня. Занятия с детьми разного возраста проходят здесь в соответствии с их непосредственными желаниями и интересами.
Новые перспективы развития образования через искусство, направленные на воспроизводство традиций, а также связанные с развитием научной мысли и поиском оптимальных способов приобщения современного молодого поколения к художественному наследию, открываются в связи с активным использованием информационно- коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, что рождает принципиально новые формы художественного творчества. Так, например, для современных школьников несомненный интерес представляет электронная музыка. Все, что связано с историей появления такой музыки, электронными музыкальными инструментами, особенностями их звучания и выразительными средствами, электронным музыкальным творчеством, является той сферой деятельности, которая интересует современное молодое поколение. И музыкальное искусство, имеющее многовековую историю развития, обретает для современного молодого человека новую привлекательность и адекватность сегодняшнему миру его существования.
Компьютерный дизайн и компьютерная графика, художественное проектирование и полиграфия, анимация и спецэффекты в кинематографе и т.п. — это совершенно особая сфера деятельности, раскрывающая возможности изобразительного искусства в синтетических видах художественного творчества. Современные технологии в художественной фотографии (цифровое фото), киноизображении и театре, в цифровом телевидении, архитектурных проектах, дизайне и др., представляют художественный опыт человечества в совершенно ином ракурсе, актуализируют его с помощью новейших компьютерных технологий, столь привычных для современных детей. Мультимедийное искусство со своими особенностями, принципиально отличающими его от привычных выразительных средств звуковых, цифровых и интернет-объектов, имеет большую привлекательность для молодежи. Очевидно, что искусство во всем существующем сегодня его видовом многообразии, является важнейшим фактором, требующим серьезного обновления содержания художественного образования.