Множество детских работ перед собравшимися членами жюри, надо выбирать победителей. Участники конкурса — это дети, которые обнаружили свои способности к художественной деятельности, они более, чем другие проявляют свою потребность рисовать, им нравится этим заниматься — и это важнейший показатель одаренности.
Оценивая выполненные в конкурсных условиях работы детей, надо помнить, что главной целью и ценностью является сам ребенок, его развивающаяся душа и взрослеющая личность. Поэтому выбор иоценка детских работ требует от нас особой ответственности, и должна быть понята как диалог, форма общения сребенком и с его педагогом.
Но, неизбежно, мы попадаем в ситуацию наставления и указания пути. Надо сказать, что за период проведения конкурса уровень качества детских работ повышается скаждым годом. Это особенно заметно не только по лучшим произведениям, но по количеству работ высокого уровня и по возрастающей художественности большинства представляемых работ. Потому теперь мы не стали выбирать «самых первых», а выделили более широкий круг произведений по разным номинациям.
К детскому рисунку можно подойти с разных сторон, оценивая его с совершенно разных позиций. Появление аналитического интереса к детскому рисованию принято относить к началу ХХ века, когда детский рисунок стал объектом исследований, более всего психологических, направленныхна соотношение графических качеств детского рисунка с интеллектуальным развитием их авторов. Процесс рисования использовался, впрочем, как и теперь, в качестве вида психодиагностики и психотерапии.
Наш подход имеет другое содержание, но нельзя не учитывать степень выявленности внутреннего мира детей в их рисунках. Иной подход — когда критерием анализа детского рисунка определяется «мастерство изображения» — то есть умение иллюзорно изображать предметный мир в соответствии с профессиональными правилами обучения. Эта позиция долго служила распространенным основаниемдля суждения о художественной неполноценности детского творчества. Определенные правила и приемы, конечно, необходимая составляющая обучения, но у каждого правила должен быть понятныйи востребованный, актуальный смысл. Тогда правило выступает средством высказывания и средством художественного познания, а не как навязанный образец для подражания, не как прием. Исполнение заученного приема не должно являться конечной целью в процессе художественногоразвития ребенка. Художественный подход к детскому творчеству направленна выявление художественной природыдетской изобразительной деятельности.
Сущность детского изображения подобна сути творчества профессиональных художников, она заключается в выраженностиличных переживаний автора, его виденияи отношения к миру. Поэтому основойоценки детского произведения выступаюттакие качества как активность авторскойпозиции по отношению к изображаемому, выразительность образного содержанияи изобразительных средств, изобретательностьв их поиске, чуткость к характерухудожественных материалов. Выявлятьи оценивать в рисунке можно композиционноерешение, общее настроение, выбор сюжета через смысловую и эмоциональную еготрактовку.
На выборе сюжета отражаются интересы ребенка, его актуальные впечатления и знания. Задачи изображения у детей, как и во «взрослом» изобразительномискусстве, определяются не стремлениемболее или менее точно передать видпредмета, а стремлением выразить своепонимание и эмоциональное отношение кнему. Внимательный взгляд юного художникавысвечивает личностно значимые длянего и сущностные аспекты окружающегомира, и если ему удается выразить их врисунке, то это становится настоящимоткрытием и откровением для зрителя.
Детские произведения уникальны тем, что в них воплощаются многообразные переживания детской души, открывающейдля себя окружающий мир. Успехвоспитания и обучения в огромной степенизависит от мастерства учителя, оттворческого подхода к обучению, и конечноот знания возрастной психологии. Педагогдолжен добиваться в своей деятельности, чтобы, даже учебная, урочная, определеннаятемой задания, изобразительнаядеятельность ребенка выступала длянего как собственная потребность, какжелание его души, что и соответствуетреальному назначению творческогоизображения. Это не должна быть работа"на показ", ориентированная лишь науспешный результат, подменяя творчествоисполнением.
Специфика детского рисункасостоит как раз в значимости самогопроцесса рисования, во время которогоразвивается и видоизменяется, выращиваетсяего содержание. Этот процесс, включающийв себя игру как форму переживания имоделирования реальности, и он отражаетсяна результате и придает рисунку качествоособой эмоциональной насыщенности. Моделируя и воспроизводя в изображениивпечатления действительности, ребенок-автор осознает свой индивидуальныйопыт в формах изобразительного языка, в котором происходит освоение культурыи самопознание. А как следствие, — и самопреобразование. Искренняя художественная выразительность детского произведения вызывает эмоциональный отклик и эстетическое сопереживание у зрителя.
Конкурсы и выставки детского творчества это среда общения, которуюищут и юные художники, и их учителя. Экспозиция выставки как результат конкурсного отбора рисунков, строится с целью выявить характерные особенности детского творчества, организовать взаимодействие художника и зрителя, дать возможность наглядно продемонстрировать произведения юных авторов широкой публике. Это важное событие в жизникаждого рисующего ребенка. В рамках выставки проводятся семинары и консультации преподавателей, открытые методические мастерские, которые позволяют на примерах детских работ обсуждать вопросы художественного развития и обучения детей атмосфере обмена педагогическим опытом и радости профессионального общения.
Автор статьи:
НеменскаяЛ.А.зам.директора Центра НХО,
кандидат философских наук, доцент,
Лауреат премии Президента РФ
Источник статьи: http://cnho.ru/?page_id=935